Ораторское искусство — искусство быть хорошим собеседником или секреты о том, как победить комплексы. Наталья Грэйс


Марина Цветаева говорила, что быть гениальным собеседником — значит не дать почувствовать другому человеку его нищенство. А мы говорим, что ораторское искусство есть ярко выраженная способность личности к самовыражению через речь!..

Зачем люди овладевают риторикой и актёрским мастерством? По двум причинам: они хотят влиять на других и нравиться этим самым другим. Все разговоры «о том, чтобы поделиться» сводятся к тем же основным двум желаниям: влиять и нравиться. Придёт ли кому-нибудь в голову идея поделиться эмоциями с тем, кто ему не симпатичен? Я не преувеличу, если скажу, что ораторское искусство — это во многом искусство вызывать симпатию. Кроме того, многие люди интуитивно догадываются, что обучение риторике, так же как и актёрскому мастерству, снимает множество жестовых и телесных зажимов. Человек избавляется от комплексов. Не от всех, конечно, но от многих, поскольку речь — это общение, а комплексы неполноценности проявляются именно в общении! Есть хорошая поговорка: сильный великодушен. Если воспитывать в себе эмоциональную щедрость и великодушие, то комплексы неполноценности увянут на корню! Была бы мотивация, освоить можно многое. Люди и в пятьдесят лет учатся игре на саксофоне. Мотивация же бывает внутренней и внешней. Внешняя мотивация возникает, когда мы сравниваем себя с другими людьми. Внутренняя мотивация сложнее и тоньше. Она возникает из глубинных потребностей, таких как жажда самореализации или это может быть стремлением к точке комфорта.

Как же понравиться незнакомому человеку? Смотреть в глаза (так называемый дозированный взгляд). Улыбаться, удерживать доброжелательное выражение лица. Чаще называть человека по имени. Делать косвенные комплименты (хвалить ружьё охотника, детей матери). Задавать вопросы и внимательно слушать. Больше слушать, чем говорить. Кстати, собственные комплексы тают, когда мы начинаем хвалить других людей, делая им комплименты. Речь не идёт о лести! Лесть — это лицемерное, угодливое восхваление. Будьте искренними, дарите любовь и радость. Жизнь слишком коротка, чтобы подпитывать свои и чужие комплексы, словно жирных, уродливых червей! Размышляйте о том, что вами движет, когда вы говорите то или другое. Какова ваша глубинная мотивация? Вы непременно справитесь. Если вы руководитель, то действовать в этом направлении вам нужно стремительно! От вашего душевного состояния зависит атмосфера в коллективе и даже состояние души наиболее приближенных к вам сотрудников. Вы, возможно, слышали, что у секретарши менструальный цикл синхронизизуется с циклом её руководительницы. Это лишь одна очевидная деталь, а сколько ещё менее очевидных! Руководитель распространяет волны, флюиды, идеи, мысли вокруг себя, «опыляя» ими свою команду. Происходит это, главным образом, через слова. Если вы правы по сути, то шлифуйте форму, всё же помня: ораторское искусство — это не столько форма, сколько суть.

Ораторское искусство — во многом умение слушать. Всю беседу вы можете молча кивать, а о вас скажут, что вы потрясающий собеседник! Для самовоспитания полезно активное слушание: уточнять, переспрашивать (не слишком часто) и кивать головой, даже если вы мужчина и слушаете женщину! Попробуем дать несколько определений ораторскому мастерству и подумаем, кто такой лидер.

Лидерство и ораторское искусство

Нет ораторского искусства без личности; оратор — почти всегда лидер, как минимум ситуационный. Ораторское искусство — это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Не было ни одного великого лидера, который не был бы при этом великим оратором! Вспомним Робеспьера, Наполеона, Гитлера, Цезаря, Черчилля. Да взять хотя бы Фиделя Кастро! Разве кто-нибудь уйдёт, пока он не окончил своего выступления?! А у него бывает размах этого самого ораторского искусства, эдак часиков на 6-7. И надо же! Даже под дождём люди жадно слушают своего лидера и не расходятся.

Лидеру, как никому другому, необходимы коммуникативные навыки, пограничные между психологией и ораторским мастерством. Авраам Линкольн, Маргарет Тэтчер и Цицерон с удивительнейшим упорством изучали риторику, практикуясь и практикуясь в публичных выступлениях.

К списку статей