Разработать личный бизнес-план самому?
1. Тема
Выделите целый день на то, чтобы размышлять с карандашом и бумагой. Сосредоточьтесь на себе. Что вы любите? Что вам интересно? Что вам нравится делать? Что у вас получается лучше остальных? Области деятельности нужно выбирать непременно с учетом того, от чего вы получаете удовольствие, радость. Тема вашего бизнеса должна лежать в области ваших интересов.
2. «Фишка»
После того, как вы определились с темой и применением своих способностей, необходимо найти фишку. В пределах одной темы фишек может быть неограниченное множество. Пример. Тема: замена лобовых стекол автомобиля. Фишка: помимо замены стекол предлагать реставрацию трещин и стекол, что намного дешевле для клиентов. Существует огромное количество силиконовых наполнителей, которые могут сделать трещину невидимой и не придется менять лобовое стекло.
3. Название
После того, как вы сформулировали тему и фишку, можно, собственно, приступить к написанию бизнес-плана. Придумайте несколько вариантов названий для вашего бизнеса и проекта. Название должно быть ярким, запоминающимся.
4. Деньги
Рассчитайте примерные финансовые вложения на ближайшие полгода. Сюда входят аренда или приобретение помещения, мебель и оборудование, расходы на заработную плату основных сотрудников, расходы на рекламу, закупку товара или расходных материалов, в некоторых случаях на транспорт, страхование и др. Сумма, которая у вас получается, должна быть в наличии и желательно даже не на полгода, а на год. Затраты бывают фундаментальными и текущими. К примеру, канцтовары, бензин, замена картриджей, оплата средств связи, интернета – текущие расходы. Приобретение мебели, оборудования и недвижимости – это фундаментальные затраты (условно говоря, фундаментальные затраты – это единократный удар по кошельку, хотя ничто не вечно под луной).
5. Инвестиции
Если у вас нет денег, ищите возможность для кредитования или ищите инвесторов. Составьте список потенциальных инвесторов. Лучше, если вы сами тоже поучаствуете в финансировании.
6. Форма собственности
Определитесь с формой собственности и составом учредителей.
7. Реклама
Составьте подробный план рекламных мероприятий на ближайшие три месяца. В некоторых случаях эффективна наружная реклама, а в некоторых она совершенно бесполезна. Отдельные виды бизнеса требуют поддержки на ТВ, в других случаях самой эффективной будет реклама у входа. Один мой знакомый держит магазин одежды. Собственник помещения запрещает ему делать рекламу на стене. Окон нет. Человек нашел креативный выход. Несмотря на снегопады, выставил у входа 12 манекенов в яркой одежде, чем привлек внимание к магазину. В современных условиях один из самых эффективных видов рекламы – собственный сайт + группа в Контакте. Моя приятельница недавно создала проект «Вечеринки флирта» и умудрилась уже через 6 месяцев вывести сайт компании на топовые позиции по ключевым запросам в этой теме. Поясню: современный человек все чаще, когда ему что-то нужно, заходит в поисковые системы в интернете и набирает одно-три слова – услугу или товар, которые он готов приобрести. Создание и продвижение сайта важнее и эффективнее, чем оплата дорогостоящих баннеров в газетах и журналах, которые все реже пользуются спросом. Я знаю предпринимателя, который утверждает, что раньше по газетной рекламе в секторе услуг они имели до 60 % клиентов, а на сегодняшний день до 80% клиентов им приносит интернет.
8. Помещение
В бизнесе есть принцип: место, место и еще раз место. От места зависит очень многое, особенно в торговле. Трудно стать миллионером в Уткиной заводи и намного проще на Невском проспекте. Один мой товарищ принял мудрое решение снять презентабельный небольшой офис на первом этаже нового бизнес-центра в многолюдном месте. У него типография. При этом производство полиграфической продукции осуществляется в намного более скромном помещении с низкой арендной ставкой. Плохое расположение помещения, далеко от человекопотока, может быть губительным для оптики, магазина, кинотеатра, салона красоты, ресторана. Хотя исключениям всегда есть место.
9. Очередность действий
Важнейшая способность руководителя – видеть картинку целиком. Представьте ваше дело завершенным, функционирующим и составьте список действий от конца к началу.
10. Сотрудники
Составьте список сотрудников, требования к их профессиональным данным. Напишите небольшой план действий по подбору персонала (обращение в рекрутинговые агентства, размещение объявлений на сайтах, поиск своими силами, в некоторых случаях хедхантинг и др.)
11. Безопасность
Во многих случаях нужно думать о системе видеонаблюдения, охраны, контроля за возможной утечкой информации.
От успеха нас отделяют наши собственные действия. Необязательно действовать идеально, действуйте так, как можете. Идеальных условий не бывает никогда. Верьте в то, что у вас все получится. Наталья Грэйс